Постройка гравийных и щебеночных покрытий
Включает в себя следующие процессы: заготовку гравия или щебня, вывозку этих материалов на трассу, распределение и планирование гравия или щебня по полотну дороги или в корыте и уплотнение покрытия (основания). Ниже приведены наиболее типичные методы механизированной постройки гравийных и щебеночных покрытий и оснований.
Постройка гравийных покрытий и оснований. При этих работах выполняются следующие операции:
а) профилировка земляного полотна с приданием ему поперечного уклона 0,01— 0,02 (при серповидном профиле) или устройством корыта;
б) рассыпка песчаного слоя нужной толщины или улучшение грунтового основания раз-личными добавками;
в) уплотнение основания гладкими или пневмоколесными катками;
г) вывозка гравийного материала на обочины, в корыто или на обрезы дороги автосамосвалами;
д) распределение нижнего слоя гравийного покрытия (иногда с введением добавок для увеличения связности) грейдерами, автогрейдерами, распределителями щебня (в зависимости от способа подачи материала);
е) уплотнение нижнего слоя катками статического и вибрационного действия массой 6—8 т;
ж) распределение материала для верхнего слоя гравийного покрытия грейдерами, автогрейдерами, рас-пределителями щебня и высевок;
з) перемешивание гравийного материала с добавками дисковыми боронами, грейдерами и автогрейдерами;
и) окончательная профилировка покрытия грейдерами или автогрейдерами; к) окончательное уплотнение покрытий гладкими двухосными катками статического действия: трехвальцовыми массой 10—13 т и двухвальцовыми массой 8—12 т.
Виброкатки, вибротрамбовщик бетономешалка используются в дорожном строительстве.
При серповидном профиле дорожного полотна гравийный материал для нижнего слоя обычно выставляют по оси проезжей части в виде сплошного продольного штабеля и распределяют грейдерами и автогрейдерами. При корытном и полукорытном профилях гравийный материал выставляют в виде штабелей на обочинах или (при движении по обочинам) в корыте вдоль краев и обычно распределяют грейдерами и автогрейдерами. Перевозка материала для нижнего слоя в корыто автосамосвалами с укладкой распределителями щебня возможна только в сухую погоду, при этом подстилающий песчаный слой необходимо поливать водой для обеспыливания и обеспечения необходимой несущей способности.
Гравийный материал для верхнего слоя выставляют в виде штабелей на обочине или на обрезе. В первом случае материал разравнивают грейдерами, а во втором его перегружают многоковшовыми погрузчиками в автосамосвалы и укладывают с помощью распределителей щебня.